РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО
В РОССИИ

www.remeslennik.ru
   В городе и области несколько предприятий прочно заняли сувенирную нишу. Керамические вазы и кружки, колокола, медведи с секирами, гербы города, церкви и часовни из обожженной глины и покрытые глазурью, - это легко узнаваемая земляками “Майолика”. Подарочные панно “Волковский театр”, “Губернаторский сад”, “Храм Ильи Пророка”, расписная коробка “Города Золотого кольца России” и т. д. – известная и за рубежом фабрика “Ростовская финифть”. Изразцы с изображением Спасо-Преображенского монастыря и плакетки с медведем - мастерская “Ярреставрация”. Весной к этим производителям примкнула мастерская “Ива”: здесь из березы и бука режут карандашницы с видами Ярославля, мозаику “Ярославский пейзаж”, тех же медведей на фоне церкви или башни.
   
   Из этого перечня что-то можно купить, а что-то и нет. Лучшие же изделия народных промыслов и ремесел с символами города ныне впервые в единичных экземплярах были представлены на традиционном смотре-конкурсе, проводимом мэрией и областной торгово-промышленной палатой. Их авторы удостоены наград за сумочки из льна, платки из натурального шелка с ручной росписью, картины с ярославскими пейзажами, искусно вышитыми гладью по акварелям.
   
   Подарок на любой карман, напоминающий о Ярославле, гарантированно можно приобрести лишь в винных лавках местного ликероводочного завода или фирменных магазинах ЗАО “Ярославлькондитер”. Производители алкоголя наловчились выпускать водку с наклейками “Ярославская”, “Знаменская” (древняя башня в центре города), “Ярославская престижная” на потоке и с ней побеждать на конкурсах сувениров. Ныне водку разлили и в штоф-статуэтку “Ярослав Мудрый”.
   
   Кондитеры - соперники “бутылочников”. В середине лета они, получив к столетию предприятия от торгово-промышленной палаты право на товарный знак “Федор Волков”, поспешили за 7 лет до празднования тысячелетия города собрать шоколадный набор, назвав его этим именем. В нарядной коробке “К тысячелетию...” уместились два вида конфет - куполообразные, обсыпанные вафельной крошкой “Ярославичи” и ликерные бутылочки с миндальным ароматом.
   
   - Шесть лет назад у нас был единственный сувенирный набор - “Золотое кольцо России”, - вспоминает главный технолог фабрики В.Веденеева. - Сегодня в продаже не переводятся “Ярославия” и “Вечерний Ярославль”, “Ярославская коллекция”, “Любимый город” и “Старый город”. На нескольких крышках помещены репродукции картин Шишкина, Коровина, Крамского из фондов художественного музея. По совету сотрудников музея-заповедника фабрика заказывала коробку с изображением 1000-рублевой купюры: на ней, как известно, изображен памятник Ярославу Мудрому на площади Богоявления.
   
   Кондитерская фабрика выпускает 15 наборов с символикой города, на развес - 7 видов карамели в сувенирной завертке, шоколадные конфеты “Некрасовские”, “Юбилей”, “Тверицы”. С таким завидным ассортиментом как не одержать верх в номинациях “Лучший дизайн, тара и упаковка с символикой города” и “Лучшее изделие серийного или массового производства для реализации через предприятия розничной торговли”.
   
   К сувенирной, на потоке, непродовольственной продукции “повернулось лицом” производство ИП Татьяны Шатской, которое два года назад находилось в составе фирмы “Автодизельсервис” моторного завода. Инженер-экономист, 9 лет отработавшая главным бухгалтером, Татьяна сменила “амплуа” поневоле. Два десятка лепщиков-модельщиков и несколько художников доверили ей возглавить и продолжить дело, когда от него отказался “Автодизельсервис”. Окунувшись в малый бизнес, не думала, не гадала она, какой тяжелой будет ее ноша. В будни рабочий день затягивается на 12-13 часов, выходной один. И при этом она – и директор, и бухгалтер, и, по необходимости, грузчик или упаковщик. Зато административно-управленческий аппарат сокращен до 3 человек, а число мастеров возросло до 30.
   
   “Автодизельсервис” расстался со своими кадрами по-порядочному: сдал им в аренду площади, оборудование, помогает его ремонтировать. И все же на аренду, электроэнергию и т. д. уходит более 100 тысяч рублей в месяц. Для изготовления пользующихся спросом ваз и цветочных горшков вместо 2 поставили 5 печей. Директор рассчитала, что для выживания надо чего-нибудь продавать в день на 10 тысяч рублей. Угличане заказали на День города сувенир-изразец с изображением церкви царевича Димитрия на крови. Только за форму пришлось отдать 3000 рублей. А сколько таких изразцов выкупит заказчик? Потому в целях экономии на основе одной формы рабочие умудряются делать и пасхальное яйцо, и шишку, и амфору.
   
   Москва, Иваново, Кострома предпочитают заказывать Шатской вазы и цветочные горшки. Сувениры покупают Тутаев, Череповец, Нижний Новгород. Недавно их попросил Северодвинск. К ярославскому смотру-конкурсу, который никогда не пропускается, умельцы наделали расписных колокольчиков, два вида тарелок, три - сувенирных яиц, вазу “Космос” в честь 40-летия полета Валентины Терешковой и вазу “Ярославль”. Труд был оценен скромно - благодарственным письмом мэрии и букетом - по одному цветочку каждому мастеру не достанется. Но и этому обрадовалась Шатская: работа тяжелая, нестабильная, затраты большие, льгот нет. Не оттого ли и настоящих, подлинно художественных сувениров мало и их неохотно берет торговля?
   
   Станислав РЯБИНИН

Печать

Источник: "Торговая газета"

2003 - 2021 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100