РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО
В РОССИИ

www.remeslennik.ru
   Село Красный Яр Уфимского района республики - уникально. Приезжаешь сюда, и кажется, будто время повернуло вспять. Удивительно свежий воздух, летом настоянный на аромате трав и яблок, зимой терпкий от дымка топящихся бань. Тут запросто можно встретить девушек, одетых в сарафан - это спешит на репетицию группа артисток фольклорного ансамбля.

    А в конце мая на празднике чая любая хозяйка поделится авторским рецептом сбора от простуды. Красный Яр - село, имеющее статус русского историко-культурного центра. Центр был организован в 2005 году, а президентский Указ "О создании историко-культурных центров народов Республики Башкортостан" был подписан 29 сентября 2003 года. Селу более 380 лет. Почти четыре столетия тут формировались уникальный диалект, собственные традиции и обычаи.

    Сохранение и приумножение всего, что досталось от предков, - вот главная задача, которую решают селяне. Учительница русского языка и литературы Наталья Аминева - уроженка села, выпускница школы, в которой теперь преподает. Сегодня Наталья Александровна ведет занятия в клубе юных диалектологов, подвигает воспитанников на исследовательскую работу.

    - Летом прошлого года при школе работал лингвистический лагерь "Россиянка", - рассказывает Аминева. - Ребята занимались научной работой - опрашивали бабушек и дедушек, собирали диалектизмы. В итоге школьники составили каталог красноярских диалектизмов. Пока он небольшой - ученики записали и дали трактовку чуть более десяти словам. Но летом работа будет продолжена.

    При сельской школе действует кружок технического творчества, где основным направлением считается традиционно русский промысел - резьба по дереву. Ребята изготовляют резные туески, шкатулки, фигурки животных. Делают школьники и игрушки. Около 20 лет руководит кружком Марат Нисафутдинов.

    - На занятия в кружок приходят школьники, начиная с пятого класса. Работы ребят постоянно участвуют в республиканских конкурсах. Им интересно заниматься ремеслом: они делают подарки для мам и бабушек, с удовольствием изучают новые приемы. Многие из них выбирают работу с деревом как основную - поступают в специальные учебные заведения.

    В этой же школе учатся и артистки фольклорного коллектива "Кудринка". 17 умниц-красавиц, голосистых, энергичных, репетируют дважды в неделю. Разучивают и исполняют и всем известные фольклорные хиты, и уникальные песни, которые созданы сотни лет назад первыми жителями села. В последнем подросткам помогают дамы из ансамбля "Ивушка". Фольклорному ансамблю "Ивушка" официально уже более четверти века. Неофициально подруги-певицы собирались еще в довоенные времена.

    - Ох, как же мы пели! - рассказывает артистка "Ивушки" Лидия Скорнякова. - Какие песни пели, не чета нынешним. А плясали как, а дробили как... Это было чудо! И страдальные песни затягивали, и любовные, и задорные. А частушек знали - не сосчитать.

    Сосчитать пока не удалось и все песни репертуара "Ивушки". Сами певицы оставили это дело, когда количество записанных текстов перевалило за сто. Теперь тексты пополняют блокноты артисток из "Кудринки". Совместные репетиции дают возможность девушкам продолжать исследовательскую работу, начатую в клубе юных диалектологов. Каждое совместное занятие пополняет копилку.

    - Вот сейчас никто не говорит, как мы говорили, - сетует Елизавета Андреевна Макарова. - Кто знает, что такое "семиколенный арапник"? Никто не догадывается, что это кнут. А мы хорошо знали, потому что отец-покойник арапником за провинности грозил.

    - У каждой вещи раньше свое название было, - вступает в разговор Нина Николаевна Пономарева. - Сейчас вот девочки говорят: пальто. А раньше мы говорили: чапан, полупальтик. А полупальтик с борами - самая модная обновка была. Вы все записали, артистки?

    Девушки кивают - все записали. Можно приступать к репетиции. Поют без музыкального сопровождения. Традиционная русская манера исполнения сродни джазу - предполагает импровизацию. Важно слушать солиста, подстраиваться под его пение.

    Совместные репетиции часто проходят в доме Лидии Александровны Скорняковой. А в самых протяжных, задушевных песнях солирует Варвара Афанасьевна Жерновкова. Скорняковы, Жерновковы, Пономаревы - эти фамилии самые древние, самые исконные, коренные. Их обладатели первыми поселились в селе. Их потомки проживают в Красном Яре и по сей день. На начало 20 века село состояло из четырех улиц - Суконной, Большой, Офицерской, Любиловки. Архитектурный ансамбль улицы удельного села - одна из достопримечательностей русского историко-культурного центра.

    Сегодня Большая улица называется Чапаевской. На ней расположен еще один уникальный исторический объект - музей 25-й Чапаевской дивизии. В этом доме во время Гражданской войны располагался штаб и лазарет легендарного комдива. Директор музея Людмила Дударева и по сей день не оставляет работы по собиранию материала. Еще несколько десятилетий назад музей пополнялся личными вещами Василия Ивановича. Дело в том, что комдив всегда награждал отличившихся солдат своими вещами. Потомки, не скупясь, приносили их в музей. В наши дни в музей приносят сведения, записанные со слов дедов и прадедов. Каждая записка - еще одна черточка к характеру Василия Ивановича, еще одна деталь к портрету Чапаева. Помимо этого Людмила Кузьминична собирает коллекцию предметов быта и этнографии русских удельных крестьян.

    В музее отдельная комната отведена под экспозиции, не связанные с Чапаевым. Там можно увидеть великолепные образцы рукоделия 19-20 века: вышитые льняные скатерти и салфетки, полотенца, передники, предметы быта, утварь. Коллекция, о которой так заботится Людмила Кузьминична, получила превосходные характеристики от экспертов Уфимского научного центра РАН.

    Красный Яр тем не менее не выглядит лубочным или "законсервированным" селом. И люди тут живут самые обычные. Просто они очень любят свой дом и традиции и хотят беречь их и приумножать.


   Юлия Антипина.
   

Печать

Источник: "БАШвестЪ"

2003 - 2021 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100