Выживет ли знаменитая федоскинская минитатюра? Известный во всем мире народный промысел сегодня существует лишь благодаря усилиям энтузиастов. Многие художники предпочитают искать заработок на стороне, а выпускники местного художественного училища неохотно идут на фабрику - зарплата на предприятии крайне низкая.
Шкатулки и брошки из Федоскина - этому бренду уже 215 лет. Народный промысел, который знают в России и за рубежом сегодня существует на голом энтузиазме. Былые времена, когда продукцию этой фабрики покупали для быта, прошли. Теперь черные лакированные изделия из папье-маше приобретают только любители сувениров. Правда, в туристическом месте шкатулка с большой вероятностью – подделка.
"Около 90% продукции сделано не в Федоскино. Хотя всё говорит о том, и подпись, и имя мастера, что это сделано в Федоскино", - объясняет Ирина Дьякова, экскурсовод музея Федоскинской фабрики миниатюрной живописи.
Художники из Федоскина в последнее время всё чаще работают напрямую с продавцами сувениров. Для них это выгоднее. Но формально шкатулки, сделанные вне стен фабрики, считаются подделками. Хотя они почти ни чем не отличаются от настоящих, на них только нет штампа фабрики.
"Лучшие силы вынуждены работать по частным заказам, где-то искать себе работу. Некоторые художники вообще бросили этим заниматься", - говорит Сергей Сидоров, директор Московского областного музея народных художественных промыслов.
Виктор Антонов один из ушедших с фабрики художников. Жить остался в Федоскино, но работает на себя. Сам ищет заказы, иногда пишет для души, а потом продаёт работы. "Почти все сильные мастера должны были уйти, потому что заработок упал и ничтожно стал мал", - говорит Виктор Антонов, заслуженный художник России.
Живописцы, которые всю жизнь посвятили фабрике, не представляют себя без этой работы. Но их зарплата на предприятии - около 6-ти тысяч рублей. Молодежь за такие деньги работать не хочет. Коллектив заметно стареет. Каждый год училище миниатюрной живописи выпускает специалистов для фабрики, но выпускники редко остаются в родном селе.
"Мысли вернуться сюда на фабрику есть? - Конечно, как запасной вариант остаётся всегда. Может быть, так и сложится", - говорит Мария Пиньковская, студентка Федоскинского художественно-промышленного училища миниатюрной живописи.
Фабрику спасают индивидуальные заказы - сувениры к юбилеям предприятий с Федоскинской росписью всё ещё в моде, но это работа не постоянная. Почти все доходы, говорят в руководстве, уходят на оплату содержания здания фабрики. В котором реально используется только один этаж. Здесь сосредоточено всё производство.
Перед тем как попасть на прилавок даже самая маленькая шкатулка проходит через руки нескольких мастеров. Создание заготовок из бумаги и клея - тех самых чёрных коробочек - это тоже огромный труд. В основном - ручной. Но самое ценное - федоскинская живопись. Мотивы рисунков хоть и похожи, но, тем не менее, каждая работа уникальна.
"Это же ручной труд. Они разные - то летняя тройка, то зимняя тройка, то праздник, то с людьми, то с пейзажем. Но они всегда разные", - отметила Светлана Варчукова, художник Федоскинской фабрики миниатюрной живописи.
Старые коллекции шкатулок негде хранить. При фабрике есть музей, но нет необходимых условий. Некоторые экспонаты на время приютил Фонд народно-художественных промыслов. На выставке в Москве Федоскинцам удалось показать всю историю развития ремесла.
"Каждый из этих экспонатов уникален. Это шедевры. И я очень рада, потому что две трети из них, по крайней мере, впервые выставлены", - рассказывает Ирина Соловьёва, заместитель генерального директора Фонда народных художественных промыслов РФ.
Рецепт спасения фабрики в Федоскино знают - нужны постоянные заказы. Но их шкатулки - это не ширпотреб. Сколько ни пытались автоматизировать производство - не получается. Поэтому цена одной небольшой черной коробочки не устраивает даже, иностранных туристов. Начинается она от 5-ти тысяч рублей.
Дмитрий Афанасьев |