|
|
|
|
Этот практичный и легко доступный материал издавна использовался в быту сельских жителей. Из него делали пестери - заплечные корзины для сбора грибов, сосуды для хранения меда или сметаны, его использовали для покрытия жилища и для других хозяйственных целей.
Бересту заготовляют на рубеже весны и лета, когда от набухшей соком коры березы легко отделяется верхний слой. Ее обработка - снятие тонкой пленки, выглаживание с целью выпрямления и очистка внутренней стороны - повышает пластические качества материала, не снижая его прочности.
Круг предметов, выполняемых из бересты, неширок - чаще всего это туеса, короба, шкатулки, но в каждом промысле они имеют свой характер оформления. В Архангельской области туеса украшают свободной кистевой росписью. Ветки растений с цветами и птицами написаны яркими красками, в гамме которых преимущественно красный, синий, зеленый цвета.
Роспись по бересте вологодских мастеров спокойная, иногда очень мягкая по тональности. Но более самобытны изделия с прорезной берестой, выполняемые в Великом Устюге и родственные своим орнаментом просечному железу и северной резьбе по кости. Ажурным узором украшают шкатулки, туеса, декоративные тарелки. Берестяной рисунок помещают на деревянной основе, подчеркивая игру узора подложкой из цветной фольги, а силуэтные формы орнамента дополнительно прорабатывают тиснением.
Для изделий кировских мастеров тиснение по бересте является ведущим приемом. Орнамент наносят штампиками, образуя то клейма, то сплошные ленты узора. Такой же прием характерен для изделий, выполняемых мастерами г. Семенова Нижегородской области.
Заметно отличаются приемами оформления изделия из бересты, создаваемые мастерами Якутии и Томской области. Прикладное искусство местных народов, связанное с обработкой меха и кожи, наложило отпечаток на орнаментальные рисунки берестяных изделий. Их геометризированный узор напоминает мотивы меховой аппликации. Он выполнен методом выскабливания фона и сохранения в рисунке коричневого цвета бересты.
Если якутские мастера продолжают давно сложившуюся традицию работы с берестой, то в Томске происходит возрождение забытого ремесла, а в технике ажурной резьбы по бересте возникает новое направление: берестяные узоры, украшающие в основном небольшие токарные коробочки из дерева, накладывают в два-три слоя от однородного фонового рисунка-сетки к разработанным элементам главного верхнего слоя орнамента. |
Источник: П.И.Уткин, Н.С.Королева. "Народные художественные промыслы"
|
|
|
|
|
|