РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО
В РОССИИ

remeslennik.ru
   Слово лаки в полном своем значении приложимо к искусству художественных лаков Китая и Японии, уходящему своими корнями в глубокую древность.
   
   В Китае и Японии лаковые изделия от ширм до небольших сосудов и коробок создавались из смол редких пород деревьев и кустарников, растущих в этих странах (лаки по существу и есть различного рода смолы).
   
   Такие смолы, сгущенные на солнце и отстоянные на воде, наносились многими слоями на деревянную или даже льняную и шелковую основу (к примеру, китайские лаковые изделия "тотай", что означает "бестелесный") и приобретали после затвердения в сыром помещении чрезвычайную прочность: на китайские и японские лаки не воздействуют ни вода, ни кислоты. По лаку производилась художественная резьба и инкрустация перламутром; на лак наносилась роспись красками, преимущественно золотыми.
   
   В свое время славились и персидские лакированные изделия: коробки, пеналы, подставки для книг и пр., которые делались из бумажной массы, смешанной с различными клеями (прототип папье-маше). Поверхность изделий покрывалась тончайшей красочной миниатюрной росписью клеевыми красками. Живопись закреплялась затем несколькими слоями прозрачного, с золотистым оттенком растительного лака.
   
   Китайские, японские и персидские лаки ввозились в Европу. Особую популярность получили здесь китайские изделия. Под влиянием моды на "китайский стиль" в лаковой мебели возникли европейские лаковые производства - в Италии, Франции, Англии, Германии (XVII-XVIII вв.).
   
   Влияние дальневосточных лаков сказывалось и в России ("Лаковый кабинет" в Монплезире, исполненный русскими "лакирных дел" мастерами в "китайском стиле", лаковые секретеры и пр.).
   
   Вторая волна влияний, вытеснившая "китайский стиль", возникла в конце XVIII в. в связи с появлением в Европе лаковых расписных табакерок. XVIII век иногда называют "веком табакерок", поскольку привычка нюхать табак коснулась всех - от знати до простолюдинов.
   
   Наряду с табакерками из золота, серебра, черепаховой кости и прочих дорогих материалов стали делать (более всего в Германии) табакерки из прессованного картона, пропитанного растительными маслами и просушенного при температуре до 100°С. Такая основа изделий получила название папье-маше ("битая бумага").
   
   Табакерки, покрытые несколькими слоями черного грунта и черного лака, расписанные миниатюрами и золотым орнаментом, по своим художественным качествам не уступали восточным лаковым изделиям. Миниатюрная живопись европейских лаков создавалась по принципу трехслойной классической масляной живописи и по существу подражала ей и в сюжетах (для европейских лаков характерны сюжеты из античной мифологии, аллегории, идеализированные портреты вельмож и жанровые мотивы из городской и сельской жизни).
   
   Вместе с модой нюхать табак появились и в России европейские лаковые табакерки. А коль скоро спрос на них возрастал, естественно возникла необходимость их местного производства. Так в самом конце XVIII в. (в 1796 г.) в сельце Данилково, в 30 километрах от Москвы, рядом с деревней Федоскино, был налажен выпуск русских лаковых табакерок. Основателем нового дела был купец П.И.Коробов, владелец небольшой бумажной мельницы на речке Уче и фабрики по выделке чернолаковых козырьков.

Печать

Источник: "Основы художественного ремесла" | Русские художественные лаки. Б.И.Коромыслов

2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
 Rambler's Top100