РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО
В РОССИИ

remeslennik.ru
   В Великом Устюге уже в XVI в. начали формироваться различные ремесла. Город был расположен на торговом пути между Москвой и Архангельском, что давало возможность ремесленникам покупать материалы и продавать свои изделия. Большое развитие получила здесь обработка серебра, меди, железа с применением разных способов декорирования этих металлов. К совершенствованию своего ремесла устюжан подталкивало соревнование с мастерами Сольвычегодска - резиденции именитых людей Строгановых, имевших мастерские по изготовлению художественной продукции из различных материалов. Здесь писали проработанные до мельчайших подробностей иконы. Во второй половине XVII в. сложилась своеобразная школа сольвычегодских расписных эмалей.
   
   Все это, безусловно, оказало влияние на искусство Великого Устюга, где расцвет ремесел наступил к середине XVIII в. Открытая в 1761 г. фабрика купцов Поповых выпускала медные изделия с серебряными рельефными накладками по эмали. Там же делали коробочки, солонки, табакерки, украшенные густым орнаментом ажурной накладной скани. Но взлет этих видов ювелирного искусства был коротким.
   
   Славу Великого Устюга на долгое время составило черневое серебро, которое не только приобрело свой художественный почерк, но и оказало влияние на развитие черневого дела в Москве. Великоустюжскне изделия XVIII в. имеют очень черную тональность гравюры на металле. Она возникала потому, что мастера применяли частую штриховку линий. Интенсивно черным был и сплав черни, заполнявший рисунок. Опущенный матовый фон, покрытый позолотой, дополнительно подчеркивал глубину черневого рисунка.
   
   Развиваясь как городское ремесло, черневое серебро Великого Устюга отражало в своих изделиях черты официальных стилей, господствовавших в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве России. Коробочки, табакерки, флаконы для духов, выполненные на начальном этапе развития промысла, по форме были близки мотивам стилей рококо и барокко. Некоторая усложненность конструкции, завитки орнамента, окружающего изобразительные мотивы, красноречиво подтверждают такую связь.
   
   Декоративное оформление изделий составляли сюжеты, выполненные под влиянием книжных иллюстраций, гравюр, лубочных картинок. Тема оформления соответствовала назначению вещи. Так, табакерку имели изображение сцен охоты, военных баталий, шкатулки для женских украшений - мотивы прогулок, торжественных выездов. К началу XIX в. с переходом искусства к стилю "классицизм" формы изделий становятся проще, рисунок приобретает больше ясности. Редко применяется позолота, и на свободном поле светлого серебра черневая гравюра исполняется почти как рисунок на бумаге. На табакерки переносятся вполне реалистические портреты, планы городов с большим количеством надписей. Гравюра на металле выполняется очень тщательно. Однако в ней пропадают декоративные качества.
   
   Нарушение связей между предметом и гравированным рисунком ведет к утрате прикладного характера вещей, замиранию промысла.
   
   В конце 1920-х годов в Великом Устюге проводится работа по восстановлению традиционного производства черневых изделий. Начинается второе рождение промысла, формирование творческого коллектива. Один из старых мастеров М.П.Чирков передал ученикам секреты черневого дела, разработал несколько образцов изделий. В новый ассортимент входили браслеты, броши, пудреницы, портсигары, салфеточные кольца. Сюжетное изображение занимает в черневом рисунке по-прежнему ведущее место. Но все чаще мастера обращаются к растительному орнаменту, который интенсивно заполняет поверхность изделий.
   
   Среди новых работ появляются столовые наборы (ложки, вилки, ножи), стопки, коробочки, уникальные кубки. Для их оформления избираются мотивы литературных произведений, изображения памятников архитектуры. Сюжетный центр композиции обрамляет орнамент в виде фигурной рамы или гирлянды.
   
   В послевоенный период фабрика "Северная чернь" проходит сложные этапы преобразований своего искусства. Официальная линия тематических изображений в юбилейных вазах, кубках, чашах, представленная эмблемами, орденами и другими советскими символами, не совпадает с размерами и характером довольно камерных вещей. Поэтому возникает необходимость активной работы с орнаментом, который мог бы раскрыть декоративные возможности черневой гравюры на серебре. На смену замельченному и стилизованному орнаменту приходит укрупненный рисунок цветов, веток, которые хорошо ложатся на лаконичную форму маленьких стаканчиков, кофейных чашечек, солонок и других предметов сервировки стола.
   
   Орнаментальное оформление черневых изделий приводит к смещению ассортимента в сторону создания ювелирных украшений. В них, как и в посуде, художники стремятся найти несложное сочетание пластин разных очертаний, на которых гравируют розетку, развертывающийся бутон цветка или спиралевидный завиток орнамента. Заполнение пластины узором оставляет немного свободного поля серебра. Благодаря этому приему даже маленькие серьги приобретают декоративную выразительность, которая подчеркивается введением позолоты в элементы орнамента или в обрамление пластин.

Печать

Источник: П.И.Уткин, Н.С.Королева. "Народные художественные промыслы"

2003 - 2021 © НДП "Альянс Медиа"
 Rambler's Top100