РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО
В РОССИИ

remeslennik.ru
   Недавно я побывал на выставке-ярмарке продукции малых предприятий, организованной Федеральным выставочным маркетинговым центром малого предпринимательства. Свои изделия представила Гильдия ручного ткачества Московской палаты ремесел.
   
   Галина Горновая, мастер ковроткачества, дипломированный модельер, демонстрировала изделия гильдии. Ковры, гобелены, панно для каминов, матрешки-грелки, ковротканые сумки, пояса, одежда, куклы-невесты - все самобытное, оригинальное, красивое. А вот четыре необычных ковра - ансамбль "Курский Выезд". На одном - большой важный индюк, он гуляет среди цветочков; на другом нарядный всадник - он скачет на ярмарку; на третьем - степенная праздничная баба Шура - она встречает гостей; четвертый ковер - большой сказочный букет невиданных цветов, щедро раскиданных по трем предыдущим.
   
   Еще одна тема: "Московский кремль". Гобелены, одежда, сувениры… Непривычные для нас изображения Кремля взяты с миниатюр Лицевого Свода - собрания московских летописей XV-XVIII веков. Два гобелена из этого ансамбля нашли свое место в выставочном зале Московской палаты ремесел, один "кремлевский" жилет улетел в Рим.
   
   Большая часть изделий в салоне создана художниками-ткачами авторизованной творческой мастерской "Русские Ковры". Руководитель мастерской Вера Орлова - председатель профессиональной гильдии ткачей, член Координационного экспериментального совета Московской палаты ремесел. Ей присвоено звание Мастер-Ремесленник города Москвы и личное клеймо. "Русские Ковры" - коллективный труд Московского клуба художников по текстилю. В.Орлова преподает ковроткачество в Российском художественном училище прикладного искусства.
   
   Коллектив мастерской - одна семья. Все члены коллектива - родственники. Галина Горловая - родная сестра Веры Орловой. Мужскую поддержку сестрам оказывают муж руководительницы - художник Анатолий Шугаев и два их сына - Сергей и Дмитрий. К сотворчеству привлечены также дочка Ирина, невестка Лариса и племянница Елена. Сейчас сыновья увлеклись иными видами деятельности, но дочь и племянница сохранили привязанность к мастерской.
   
   На комбинате прикладного искусства существовал т.н. "гобеленовый участок". Над большими заказами работали одновременно до десяти мастеров. Гобелен площадью 128 квадратных метров для Якутского Дворца культуры ткали одновременно 12 человек. Помнят сестры работу над 25-ю гобеленами для Кисловодской правительственной здравницы.
   
   Семейный союз не спасовал перед проблемами нового времени. Мастера активно участвуют в выставках Центрального Дома Художника, Московской палаты ремесел, выезжают на православные ярмарки, получали премии и призы. Их гобелены "Летящая" и "Красная чаша" освятил патриарх Алексий II. Успешной для семейного союза была выставка 1997 года в ЦДХ, посвященная 850-летию Москвы. После нее сестры получили немало заказов и приглашений. Тогда же союз оформился юридически в виде объединения ООО "Русские Ковры". Затем на его основе было учреждено предприятие без образования юрлица "Орлова В.К.".
   
   Кроме членов семейной мастерской в гильдии состоят еще 10 человек, в основном москвичи, но есть мастера из Пензы, Орска и Ижевска, а автор невест-кукол Нина Амелина с недавних пор парижанка. Последние годы интерес к художественным коврам и гобеленам возрождается, и сестры видят большую перспективу своего бизнеса. Мастера из "Русских Ковров" надеются, что в 2004 году с выпуском Российского художественного училища прикладного искусства их полку прибудет: третья часть выпускников решила связать свою жизнь с ковроткачеством.
   
   "Русские Ковры" регулярно выставляют свои работы на ежегодном Международном салоне промышленной собственности "Архимед", участвуют в проходящих в Германии выставках, оформляют интерьеры отечественных и зарубежных музеев, офисов, клубов. Пользуются популярностью и малые формы: одежда, аксессуары, сумки, пояса, игрушки, мини-гобелены. Стоимость одного тканного квадратного метра в зависимости от сложности работы варьируется в пределах от 400$ за простой фольклорный орнамент до 2000$ за художественный гобелен. Гобеленовая технология намного кропотливее ковровой - значительно больше цветовых оттенков и сюжетных деталей, так что покупатели находятся.
   
   Вера Константиновна и Галина Константиновна рассказывают, что готовы прямо здесь, на ярмарке, обучить желающих ковроткачеству. При мастерской проводятся семинары, лекции, консультации и практические занятия. Двух неофитов коврового искусства я застал за станками на ярмарке. Знакомлюсь: Татьяна Полякова - менеджер интернет-магазина, учится пока один месяц, но планирует пройти весь пятимесячный курс и получить свидетельство мастера-ткача.

Печать

Источник: Илья ЗЛОТНИК// Бизнес для всех

2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
 Rambler's Top100