РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО
В РОССИИ

remeslennik.ru
   Сегодня, когда в мире моды растет интерес ко всему необычному, утонченному и натуральному, можно понять то внимание, которое вызывает у специалистов появление на международном рынке нежного козьего пуха. Кстати, очень востребованного сырья для производства высокохудожественной, уникальной в своем роде качественной продукции. Тонкий (до 18-19 микрон) и длинный (до 10 сантиметров), он идеально подходит для изготовления самого модного трикотажа. Именно такое качество имеет пух козы породы лонская серебристая, которая широко распространена в Волгоградской области. Сегодня она завоевала популярность благодаря энтузиастам из старинного прихоперского города Урюпинска. Счастливое сочетание климата, растительности и “отшлифованная” столетиями порода здешних коз, умноженная на трудолюбие казачек, и сделали волгоградское Прихоперье одним из главных центров козоводства и пуховязания. Это основное дело селян. В Урюпинском районе на 72 тысячи жителей приходится более 120 тысяч коз.
   
   Мозаика местного бизнеса
   
   Выращивать козу на пух, вязать и продавать платки, носки, косынки оказалось гораздо более выгодно, чем работать в развалившихся коллективных хозяйствах. Стоит ли после этого удивляться тому, что урюпинский пуховый базар, куда за желанными покупками приезжают со всех регионов страны, самый крупный в Российской Федерации!
   
   Казалось бы, такому раскладу можно только радоваться. Но вот беда: ценнейшее “мягкое золото” многие годы использовалось нерационально, главным образом на незамысловатые изделия из пуха - примитивные и грубые. В конце 80-х годов прошлого века у администрации Волгоградской области родилась идея создания в Урюпинске настоящего пухового царства, и там открыли школу пуховязания.
   
   На первых порах кредит на пополнение оборотных средств этого предприятия был выделен из средств областного фонда занятости населения по программе создания дополнительных рабочих мест. А администрация Урюпинска дала средства на приобретение оборудования. Так в 1998 году в городе появилось первое в области предприятие народных промыслов ООО "Узоры". Теперь в его штате успешно работают 50 мастериц-надомниц. А школа пуховязания при "Узорах" лишь за последний год подготовила 30 вязальщиц, пополнив тем самым ряды работающих в малом бизнесе мастериц высокой квалификации.
   
   Напоказ
   
   5 лет - небольшой срок в жизни нового предприятия, и тем не менее появление на урюпинском потребительском рынке ООО "Узоры" и школы пуховязания плодотворно сказалось на жизни этой пуховой столицы, внеся в нее весьма зримые элементы новизны. Урюпинск вскоре стал главным местом проведения вначале областных, а затем и межрегиональных российских конкурсов художественного вязания из пуха, превратив "Узоры" в своего рода учебно-методический центр по организации народных промыслов. Так, на пятом по счету конкурсе профессионального мастерства, прошедшем в этом городе, наряду с урюпинскими вязальщицами приняли участие их коллеги из 13 районов Волгоградской области, а также пуховязальщицы из Оренбурга, Ростовской и Пензенской областей, Кабардино-Балкарии. И представили не только редкостные по своей красоте ажурные пуховые платки, но и свитера, джемперы, жилеты и даже пальто - от повседневной до высокой моды. А уже несколько пуховых изделий "Узоров" стали победителями федерального конкурса "Сто лучших товаров России".
   
   Показанная на последнем конкурсе нежная, теплая и пушистая красота не оставила равнодушными ни его участников, ни гостей. А что касается мастерства, то даже члены жюри были приятно удивлены: представленные работы оказались на порядок выше тех, которые демонстрировались участницами конкурса всего год назад. Особое восхищение жюри конкурса и гостей вызвал выставленный в номинации "Шали и палантины в нетрадиционной технике вязания" палантин Надежды Мезенбаевой из “Узоров” с изображением симпатичной козочки, которая была вывязана золотыми нитями. Тем самым автор работы хотела подчеркнуть, что коза - действительно, золото, настоящая кормилица для жителей Урюпинска. Недаром благодарные урюпинцы на собранные ими средства поставили в городе памятник козе. Кстати, оригинальный палантин с изображением рогатой красавицы сразу же после конкурса нашел нового хозяина. Им стал недавно открытый в Урюпинске музей Козы.
   
   Как видим, судьба "Узоров" и будущее пухового царства складывалась счастливо. Успех следовал за успехом. С годами предприятие окрепло. А за последние 4 года объем реализации его изделий увеличился в 8 раз. Правда, этих заработанных средств пока не хватает на настоящую “раскрутку” предприятия, так как для полноценного выдвижения на рынок требуются серьезные маркетинговые усилия, на которые у “Узоров” денег не хватает.
   
   Зайцев для козы
   
   Но тем не менее даже при отсутствии у ООО своей маркетинговой программы и собственных художников-модельеров к его работе проявляли повышенный интерес крупные специалисты от индустрии моды, приглашая коллектив на престижные заграничные выставки. В числе тех, кто открыл миру урюпинских мастериц, был известный московский кутюрье Вячеслав Зайцев. Именно он, озабоченный поисками новых материалов и фактуры, в 2000 году пошел на неординарный шаг: повез имиджевую коллекцию от "Узоров" на "Осенние дни моды в Париже", где она имела большой успех. Уже тогда Зайцев хотел наладить продажу изделий урюпинских мастериц в своих салонах во Франции. Но, к сожалению, в ту пору этот масштабный заказ "Узоров" оказался не по силам, ибо требовал крупных затрат.
   
   - Дело в том, что нам и сегодня приходится выбирать: купить сырье, оборудование или участвовать в престижной выставке, - поясняет сложность своего положения руководитель ООО “Узоры” Раиса Казимирова. - Уже в этом году нас приглашали на Дни моды в Берлин и Хельсинки, даже в Японию. Особенно настаивали финны. "Привезите хотя бы два-три изделия, - говорили они. - Мы вам за участие скидку сделаем. Всего пять тысяч долларов заплатите". Но откуда эти тысячи долларов, если у нас каждая сотня рублей на счету? Пришлось отказаться, чтобы не сворачивать объемы производства.
   
   Несомненно, раскрутка урюпинского пухового производства как бренда высокой моды могла бы стать своего рода локомотивом для промышленного развития пуховой отрасли, сами мастерицы "Узоров" конкуренции с промышленниками не боятся. Их производство уникальное и уже давно завоевало на потребительском рынке России свою нишу, ибо каждое изделие имеет неповторимый, индивидуальный характер. А вот освоение пухового промысла промышленниками благотворно повлияло бы на развитие экономики северо-западной части Волгоградской области, а Урюпинск мог бы стать таким же городом мирового значения, как, к примеру, греческий шубный центр "Кастория". Тем более что где бы ни выставлялась пуховая продукция урюпинцев, всюду спрос на нее огромный. Чего стоит участие “Узоров” в проходивших в Москве Днях Волгоградской области, где все их изделия были раскуплены за несколько часов, а потому пришлось четыре раза отправлять в Москву объемистые упаковки с теплой и пушистой красотой, чтобы хоть в какой-то степени удовлетворить спрос столичных покупателей.
   
   Маркетинг на пуху
   
   Но даже при всей очевидной выгоде, которую может принести масштабное освоение пухового рынка, дело это хотя и перспективное, но непростое, и это при том, что на сегодняшний день в России имеются все предпосылки для налаживания промышленной переработки пуха. Кстати, на Алтае уже работает линия высокой степени его очистки. На выходе он получается мягким и воздушным и сразу может идти в дело. Но вот чтобы запустить это производство у себя, нужна серьезная подготовка. В первую очередь - по организации закупок сырья в больших объемах. Для этого нужен современный заготовительный пункт с лабораторией по оценке качества закупаемого пуха. На создание этой структуры затраты потребуются небольшие. Зато какая это будет помощь селянам, которые вечно озабочены тем, куда и сколько пуха сбывать. А рынок получил бы в достатке отличное сырье, которое после его переработки можно отправлять как на предприятия, так и экспортировать, получая прибыль от 50 до 100 процентов. Но все пока кончается благими пожеланиями.
   
   Если говорить о будущем пухового рынка, затратах на его создание, то здесь интересно мнение генерального директора ООО "Урюпинский трикотаж" Тамары Гавриловой:
   
   - Пух местных коз для промышленного производства трикотажа вполне пригоден, - авторитетно заявила она. - Но чтобы начать эту работу, нужно привлечь 35 млн. рублей. Из них 15 млн. рублей на закупку оборудования и где-то 20 млн. рублей на подготовку производства. Тем более что высококачественных шерстяных изделий на рынке не хватает. Они будут востребованы. Но без серьезных вложений в пуховый комплекс не запустить. Только широко организованная пропаганда достоинства пуха и изделий из него может заставить раскошелиться инвестора.
   
   Пока же единственной возможностью для урюпинцев утвердиться на отечественном и зарубежном рынках, заявить о себе в полный голос - это тесное сотрудничество с Вячеславом Зайцевым по созданию его новой коллекции верхней одежды высокой моды с использованием пуха. Ведь если на первых порах знаменитый кутюрье добавлял к одежде аксессуары из пуха, то по тем же эскизам Зайцева способны создавать настоящие шедевры высокой моды, украсив ими любую коллекцию верхней одежды. Остается только надеяться, что бренд известного мастера пойдет им на пользу, станет для урюпинцев своего рода визитной карточкой в мир моды и пухового царства.

Печать

Источник: Торговая газета

2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
 Rambler's Top100