Месяца полтора назад состоялся праздник, посвященный 10-летию Новолипецкого металлургического комбината. И в честь этого кузнечные мастерские Владивостока представили на суд жителей приморской столицы свои работы. Мастера из кузницы "Ильмень" принесли вместе со своими творениями самую настоящую наковальню и кузнечный горн! Вокруг них народ толпился целый день.
Чтобы узнать, как рождаются из куска обычного железа самые настоящие произведения кузнечного искусства, отправился корреспондент "ЗР". Найти "ильменцев" было достаточно несложно: центр города, улица Светланская, Матросский клуб, а рядом вывеска с красивой надписью. Спустившись по витой лесенке, я попала во двор, где вовсю кипела работа - кузнецы выполняли очередной заказ. Удалось познакомиться и с руководителем мастерской - Виталием Гудыменко.
Виталий Михайлович охотно рассказал, как все начиналось. По окончании в 1984 году Киевского военно-морского училища он служил на Тихоокеанском флоте, где в течение 10 лет совмещал службу и обучение ковке. Но в 1994 году он вместе с товарищем Геннадием Филенко ушел с флота и всецело посвятил себя любимому делу. И это не случайно - кузнечное мастерство в роду Гудыменко передавалось из поколения в поколение, прадед и дед Виталия когда-то тоже были кузнецами. Интересно, что Виталий в свои офицерские отпуска учился в Ленинградском училище имени Мухиной, штудировал учебники, общался со старыми мастерами кузнечного дела и благодарен им за науку.
На деньги, полученные при увольнении, друзья построили небольшое помещение, привели его в божеский вид и обставили кузнечным оборудованием. А свое название кузница получила в честь корабля, на котором служил Виталий Гудыменко. Так 5 января 1995 года и была основана кузнечная мастерская "Ильмень".
И закипела работа. Сейчас кузнецы делают абсолютно все: кованые решетки, ворота, оградки, козырьки, каминные решетки, различные подставки, подсвечники, сувениры, дверные ручки и т.д. А среди самых необычных заказов Виталий Михайлович называет... собачью будку и клетку для попугайчиков. Конечно, далеко не каждый любитель своего четвероногого друга может себе это позволить - удовольствие довольно дорогое. Поэтому практически все клиенты "Ильменя" - люди состоятельные, но есть и те, кто любит и ценит кованые изделия и не жалеет на них средств. Кстати, сами мастера подходят ко всем заказам с одинаковой любовью и ответственностью: будь то огромные ворота, на изготовление которых уйдет не один месяц, или маленький сувенирчик.
Однажды мастера в течение двух месяцев трудились над высоколегированной сталью, выполняя очень ответственный заказ командующего Тихоокеанским флотом. Они делали два палаша. Позже адмирал презентовал их своим коллегам во время визита в Японию. Наши кузнецы так хорошо справились с поставленной задачей, что через некоторое время в кузницу приехал генеральный консул Японии во Владивостоке с аналогичной просьбой. Но ему ответили отказом, так как холодное оружие здесь не изготавливают. Палаши были исключением.
Изучая кузнечное мастерство, Гудыменко попутно увлекся его историей в нашем городе и вот что он рассказал: "Кузнечное ремесло пришло во Владивосток с начала освоения города как военного порта. Основные застройки, несущие в себе декоративную отделку из кованого металла, относятся к началу века - эпохе столыпинских реформ, когда жизненный уровень высшего и среднего класса русских буржуа и кулачества был довольно высок. Здания в стиле ампир и модерн с элементами ковки построены в основном на центральной улице Владивостока - Светланской. Анализируя фрагменты художественного промысла, можно предположить, что во Владивостоке работали школа или династия кузнецов декоративной ковки. К сожалению, эпоха художественного промысла ограничена дореволюционным периодом".
Сегодня наших кузнецов знают не только в Приморье, но и далеко за его пределами. На стене у Виталия Гудыменко немало грамот, дипломов и благодарностей, полученных за участие, как в краевых, так и в столичных выставках. Среди них красуется "Профессиональный сертификат Союза кузнецов", в котором говорится: "Работы члена Союза кузнецов Гудыменко отличаются чувством красоты, высоким качеством и профессионализмом, несут в себе духовный исторический заряд российской культуры".
А в конце мне показали кузнечную мастерскую, где с металлом происходят необычные метаморфозы: после нагрева он становится ярко красными и пластичным. Тогда с ним можно творить все что угодно: скручивать, превращать обычные полоски металла в изящные детали. Самое интересное то, что кузнец, работая все это время клещами и молотком, не имеет возможности взять свое изделие в руки, поскольку температура металла свыше 1000 градусов. Только потом, когда металл остыл и вернулся в свое обычное состояние, можно потрогать свою работу и ощутить тепло своего нелегкого, но такого интересного кузнечного дела. |