|
|
|
|
b Древесина - один из материалов, получивших на¬ибольшее применение для изготовления многих пред¬метов, которые необходимы человеку в его повсед¬невной жизни. Сегодня, художественная резьба по дереву, роспись по дереву является одним из самых популярных и востребованных ремесел. Обладая универсальными качествами, этот материал позволяет делать большие по размерам сооружения, вроде крестьянского дома или многогла¬вого храма в Кижах. Также использовать самые малые его кусочки, корни и бересту для создания различной бы¬товой утвари, посуды, игрушек.
Как более ранний вид обработки древесины полу¬чила художественная резьба по дереву, потому что она тесно связана с процес¬сом формирования конструкции любой вещи, будь то сундук, скамья, люлька для ребенка или шкатулка. Такие и подобные им предметы не всегда украшены резным орнаментом, но в самой форме изделия, его пропорциях, силуэте, проявлялись эстетические свой¬ства вещи. Например, долбленая чаша или вырезан¬ный из монолитного куска дерева ковш в своей плас¬тике уже представляли образец скульптурного реше¬ния, выполненного средствами этого вида искусства. Однако в большинстве случаев художественный предмет из де¬рева украшен изразцами различного вида. Их виды и приемы предостав¬ляют мастеру большой выбор средств для украшения утилитарного предмета.
Геометрическая художественная резьба по дереву выполняется но¬жом и содержит в своем узоре простейшую комбина¬цию линий. В трехгранно-выемчатой, рисунок уже превращается в заглубленный рельеф. Скобчатая, или ногтевидная технология осу¬ществляется полукруглыми стамесками и имеет плавные линии в очертаниях, образующих узор элементов. Плоскорельефный тип разделяется на не¬сколько видов, когда производится только подрезка контура (резьба с подушечным фоном) или выбира¬ется фон, на котором орнамент образует рельеф. Ее разновидностями являются глухая и ажурная технология. Наиболее сложный вид представляет скульп¬турный вид.
Таким образом, в распоряжении мастера имеется широкий диапазон средств: от простейших линий и форм геометрического орнамента до сложных тончай¬ших миниатюр с изображением человеческих фигур, архитектуры и элементов пейзажа, выполненных из твердых пород древесины (самшита, ореха, бука). Определенные приемы художественная резьба по дереву и мотивы изображений, тип и характер орнамента со временем стали отличи¬тельными признаками искусства отдельных центров и даже целых регионов. Например, в русских деревнях европейского Севера типичным было завершение кров¬ли дома охлупнем - изображением головы коня, вы¬рубленным топором. Окна сельских и городских домов во многих областях России до сих пор оформляются узорными наличниками с пропильной, накладной, объемной технологии.
В уникаль¬ных архитектурных памятниках старины сохраняется удивительная технология иконостасов, дворцовой мебели, ритуальной и светской скульптуры. Если учесть, что все эти работы выполнялись и выполняются сейчас простым инструментом (топор, пила, стамески и ножи разных видов), то становится ясно, что ремесло здесь проявляет себя на уровне подлинно художественного творчества. Исторически развиваясь, обра¬ботка дерева наряду постепенно стала обо¬гащаться цветом. Подкрашивание резьбы, а затем и декорирование различных деревянных вещей, привело к формированию центров народного искусст¬ва, в которых роспись по дереву стала главным направлением их деятельности. Причем, в некоторых областях даже близко расположенные промыслы нашли существенные отличия в приемах письма, мо¬тивах декора. В подтверждение этому достаточно вспомнить хохломскую, Городецкую и полхов-майданскую роспись Нижегородской области.
Причиной развития искусства росписи по дереву было, преж¬де всего, желание мастера обогатить предмет, сделать его красивым, нарядным. Но одной из причин введе¬ния окраски в предметы из дерева была необходимость облагородить некоторые виды древеси¬ны или замаскировать ее природные дефекты (синева, сучки и т.п.). Разнообразия художественных решений мастера добиваются, в частности, введением металла (техни¬ка насечки), соединением разных по цвету и текстуре пород древесины (техника инкрустации), выжиганием рисунка или фона, который подчеркивает силуэт узора. Художественные промыслы по обработке дерева широко развиты в России. В богатой лесами стране искусство художественной резьбы по дереву, укра¬шающей различные предметы быта, приобрело повсе¬местно орнаментальный характер. Лишь в нескольких центрах стала господствующей скульптура.
|
Источник: san-color.com
|
|
|
|
|
Предлагаем мебель для конференц залов по предоплате, недорого.
|