Село Дроняево Курчатовского района издревле известно богатыми залежами различных глин. Местные жители сразу же нашли им применение: красную использовали гончары для изготовления посуды, а из белой женщины соседней деревушки Кожля делали игрушки-свистульки. Эти народные промыслы сохранились до наших дней. Среди дроняевских школьников нет ни одного, кто не освоил бы уроки гончарного мастерства и кожлянской игрушки. А в октябре этого года на базе школы было открыто муниципальное учреждение культуры – «Центр народных традиционных промыслов».
Сюрпризы и капризы мокрой глины
Первые горшки из глины были изготовлены еще более десяти тысяч лет назад. Для того, чтобы зерна не высыпались из плетеных корзин, кто-то додумался смазывать их внутренние поверхности мокрой глиной. По одной из версий такая корзина попала в огонь, деревянные прутья, конечно же, сгорели, а глина осталась, более того, затвердела. Так и появилось на свет гончарное производство. Керамика, фарфор и просто глиняная посуда – все это продукция мастеров гончарного дела.
Труд сам по себе очень тяжелый, и считался раньше чисто мужским. Сегодня же в Дроняево всего один мастер – Наталья Васильевна Абакумова, которая и ведет кружок гончарного мастерства в школе. Пятнадцать лет назад, устроившись сюда учительницей начальных классов, увидела дроняевские кувшины и увлеклась. Хобби переросло в профессию. Смотришь, как ловко она управляется с глиной, и кажется, что крынки и горшки появляются словно сами собой. Однако прежде чем приступить к работе, необходимо сделать заготовку, тщательно перемешав сырье. Очень сложно установить глиняный шар в центр гончарного круга и удержать его там. Поначалу эту операцию в учебном процессе Наталья Васильевна проделывает сама, а уже потом доверяет ее детям. Но когда у ребенка наконец-то получается, глаза его излучают восторг, а в душе остается неизгладимый след. Не удалось перебороть желание и самой получить урок гончарного мастерства. Первый блин, как и полагается, вышел комом: глиняный кусок то и дело съезжал в сторону. С помощью настоящего мастера работа все же вошла в русло. Круг вращался, глина под действием пальцев рук принимала нужную форму, в душе просыпалось желание творить и творить...
- Не буду раскрывать всех секретов мастерства, - скрытничает Абакумова, - в этом занятии, как и во многих других, главное – желание и любовь к делу. Можно быстро освоить все правила, но чтобы стать тонким специалистом, придется потратить немало сил и времени. У детей, освоивших гончарное производство, навык сохраняется на всю жизнь.
В старые времена гончарные круги были ножными. Сейчас в жизнь вошли электрокруги, доступные и женщинам. А в школьных мастерских стоят и самодельные. Не так давно дроняевцы приобрели новый «агрегат» – итальянский, быстроскоростной. Настоящая находка для школы - позволяет регулировать скорость, что положительно сказывается на качестве изделий.
Работает Наталья Васильевна стоя, говорит, так удобнее. За день производит до сорока горшков, а это около сорока килограммов сырья! Мокрой глине можно придать любую форму. В течение нескольких дней при комнатной температуре изделия высыхают. Затем – обжиг в раскаленной печи, шлифовка, покрытие глазурью, роспись. Весь процесс в руках мастера. К одному и тому же изделию гончар возвращается несколько раз. Для декорирования используются специальные цветные глины – ангобы, не содержащие вредных веществ. Полученная посуда готова к использованию в быту.
Кожлянская игрушка стала судьбой
Промысел известен с VII века. Свистульки – это не просто забавные фигурки. Если выполнять их по всем законам мастерства, они несут в себе информацию о наших предках, их представлении об окружающем мире, красоте… «Петушки», «собачки», «кони» - символы веры в солнце и силу родной земли. В удивительный мир кожлянской игрушки нас ввела мастер Дроняевской школы В.В.Пашкова.
О своей учительнице Валентине Венедиктовне Ковкиной и об истории происхождения ремесла Виктория Витальевна рассказывает с уважением и неподдельным интересом. До 30-х годов прошлого века в Кожле насчитывалось 370 дворов, и практически в каждом мастерили игрушки. По одной из версий, предками коренного населения были переселенцы из Украины, спасавшиеся от ига. Земли на новом месте жительства не отличались большой плодородностью: много глины, рвы. Да и погода не жаловала - частенько посылала дожди. Отсюда и пошло кожлянское ремесло. Интересно и происхождение названия села. Опять же, по легенде, в лозе паслось много диких коз, а коза по-украински «козля». Позднее слово немного видоизменилось и превратилось в «Кожлю».
В годы коллективизации искусство лепки было практически утрачено. Все трудоспособное население деревни сгоняли в колхозы. На производство свистулек, которым и зарабатывали себе на жизнь местные жители, власть наложила вето. В Кожле осталось тогда всего три мастерицы: Ковкина и две родные сестры – однофамилица Ульяна Ковкина и Ольга Дериглазова. До 85 лет Валентина Венедиктовна проработала в школе, передавая детям секреты своего мастерства. С глиной связаны многие моменты ее жизни – и счастливые, и печальные. Еще в молодости, в карьере при заготовке материала на Ковкину свалился огромный пласт, в результате чего женщина получила травму позвоночника и вынуждена всю жизнь носить корсет. Муж оставил ее с тремя детьми. В тяжелые годы образования колхозов ей запрещали заниматься любимым делом, но безвыходное положение женщины заставило председателя смириться, что и помогло выжить.
В семье мастерицы лепили все. Кстати, ее дядя ввел в кожлянской игрушке образ собаки. Однажды мать сказала дочери: что бы ни случилось в жизни, хорошее или плохое, никогда не оставляй игрушку. Этот завет Валентина Венедиктовна пронесла через всю жизнь, не отступает она от него и сейчас. Конечно, годы дают о себе знать, и работать становится все сложнее. Дети не раз предлагали матери уехать с ними в Украину. Выделяли Ковкиной дом и в Курчатове, но старушка отказывалась. Как сама объясняет, боится потерять связь с родиной кожлянской игрушки, забыть это искусство.
Хозяин леса и бивни мамонта
С первого класса Виктория Пашкова училась мастерству у известной умелицы, пока не достигла больших высот. На протяжении многих лет участвует она в различных выставках, путешествует со своими поделками по разным городам, передает свои умения школьникам.
- Для кожлянской игрушки характерны всего четыре цвета, - делится Виктория Витальевна, - голубой, зеленый, желтый и малиновый. Допускаются их оттенки. Ни одна свистулька не делается просто так, каждая несет в себе какой-то смысл.
В школе создан целый музей кожлянской игрушки. От изобилия и узорчатости глаза разбегаются. Роспись тоже имеет значение. Например, линия – это вода, клетка – бивни мамонта, прямые палочки – вспаханная земля. Среди работ много домашних животных – кошки, собаки, утки, куры… Волка здесь не найдешь – серый считался врагом, а игрушка должна нести в себе радость. Медведь – пожалуйста - это хозяин леса. Всадник на коне – воин. А барыню никогда не лепили с пустыми руками, подчеркивая ее трудолюбие. Много среди поделок перевертышей – с двух сторон разные зверушки. Можно немного отойти от традиционных форм и дать волю фантазии. Игрушки тогда получаются красочными и оригинальными. Правда, на всякого рода выставках и конкурсах мастерства такие изделия «не в почете», организаторы предпочитают соблюдение исконных традиций. Есть в музее и работы знаменитых мастериц - Валентины Ковкиной и Ольги Дериглазовой. Первые по своей сути высокохудожественны, вторые - более наивны и просты.
С первого класса ученики Дроняевской школы посещают кружок художественного ремесла, старшеклассники - постигают азы декоративно-прикладного искусства.
- Сколько фигурок ты сделаешь за день зависит не только от их сложности, но и от душевного настроения, - замечает Виктория Витальевна. - Бывает и так, что душа не лежит, а иногда - трудно оторваться. Лепку можно использовать и как прием релаксации. У нас во втором классе есть гиперактивный мальчик, высидеть урок для него просто мучение, а у меня на занятиях он может часами на одном месте придумывать новые образы.
Лепка - всего лишь малая толика в процессе изготовления кожлянской игрушки. В течение пяти суток изделие сохнет, затем - не менее ответственное дело - обжиг. Здесь тоже есть свои секреты. Температуру в печи поднимают от 50 до 1000 градусов. Если внутри поделки окажется инородное тело, при обжиге она может разорваться. С недосушенной свистулькой произойдет то же самое. Недожженое изделие получается темным, а если его в печи передержать - потечет краска. Этим и определяется конечный цвет игрушки - от бело-молочной до кремово-розовой. Расписывают поделки гуашью. А для блеска и прочности ее разводят с молоком, сахаром и яйцом. Используют сейчас и специальные краски.
Вот такие чудеса творятся в Дроняевской школе. А с виду и не скажешь: стоит учебное заведение среди развалин. Раньше здесь располагались «апартаменты» лечебно-трудового профилактория, а когда ЛТП стал не нужен, здания, как и было заведено в то время, рушились под тяжестью лет.
В этом году дроняевцам удалось привлечь к себе внимание: школа получила грант по линии культуры, на ее базе открылось культурное учреждение.
- На сегодняшний день главная наша задача, - говорит Виктория Витальевна, - сохранить народные промыслы и развивать их дальше, передавая из поколения в поколение. А для этого необходимо материальное подспорье.
Именно поэтому открытие центра народных промыслов пришлось как нельзя кстати. Может быть средства, которые будут поступать в его фонд, и помогут реализовать все задуманные планы. |