РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО
В РОССИИ

remeslennik.ru
   
   Сергей Рябухо по праву носит титул "Мастер золотые руки". Почетное звание он получил в 2007-м по итогам республиканского конкурса "Башкортостан в сувенирах". Сергей Григорьевич - художник. Но творит он не при помощи кисти и не на холсте. Рябухо льет из металла, кроит из кожи и обрабатывает дерево. А все потому, что главным источником вдохновения для художника стали доспехи древних воинов. При всем этом работает мастер золотые руки на заводе. С конца 70-х Рябухо трудится на ФГУ АП "Гидравлика".

    Поначалу творил на должности художника-оформителя. В 1985 году при предприятии открылся участок экспериментальных технологий, где Сергей Григорьевич работает по сей день. Участок больше похож на художественную мастерскую - тут и эскизы на стенах, и столик для натюрмортов, и кисти. Его заводскую принадлежность выдают верстак, огромный пресс, чертежное оборудование. Вот тут в невероятной смеси производственного и художественного творят Сергей Григорьевич и трое его коллег. Сейчас работают над доспехами персидского воина. Шлем почти готов, к нему осталось прикрепить сплетенный из металлических колец плат для защиты шеи воина. А на острие убора будет красоваться султан из конского волоса - он тоже заготовлен заранее и соответствующим образом обработан. Сергей Григорьевич и его помощница Юлия Ишмаева заняты изготовлением фляги. В давние времена эти сосуды делали из кожи, эта технология соблюдается и по сей день. Элементы фляги выкраиваются, а потом кладутся под пресс - чтобы на грубой коже проявились сложные узоры. Потом детали будут стачаны, и фляга вполне может служить. Если не воину, то коллекционеру-заказчику.

    Достоверность - то, что отличает работы Рябухо от подобных. Достоверность - от размера, до технологии изготовления - таков девиз художника. Все остальные мастера придерживаются стилизации.

    - В своих работах мы придерживаемся правила исторической достоверности, - поясняет Сергей Григорьевич. - Для этого немало времени приходится проводить в музеях. Плотно работаем с архивами, постоянно читаем специальную литературу. А еще в работе очень помогают реставраторы старшего поколения, среди которых у меня есть немало знакомых. Наблюдаю за работой, запоминаю и перенимаю техники. Комплект вооружения башкирского воина, изготовленный Сергеем Рябухо экспонировался не только в России, но и за рубежом.

    - Этот колчан со стрелами я сделал по образцу, выставленному в Национальном музее, - рассказывает художник. - Я тщательно осмотрел подлинник и проанализировал, какие детали утеряны. В ходе работы все удалось реконструировать. Этот комплект вооружения демонстрировался в Германии, на выставке, посвященной Башкортостану.

    Колчан, как и полагается, заполнен стрелами. Стрела деревянная, оперенная, с острым металлическим наконечником.

    - Дерево для стрелы мы используем натуральное, а оно редко бывает идеально ровным, - говорит Сергей Григорьевич. - Поэтому мы, как в старину, обрабатываем дерево паром, а потом выпрямляем.

    Те же принципы исторической достоверности касаются и щитов, и луков, и шлемов. Однако не только воинским и охотничьим снаряжением жива мастерская. На столе разложены планкетки - небольшие панно. Расставлены статуэтки из металла, тикают часы, вмонтированные в затейливо украшенный корпус.

    - Такие изделия - эксклюзив, - вступает в разговор художник Павел Какунин. - Но в наших силах поставить их на поток. К сожалению, место красивых и качественных вещей все чаще занимают недолговечные и дешевые подделки из азиатских стран.

    Павел Иванович показывает кабинетное украшение - небольшую скульптурную композицию, посвященную войне 1812 года.

    - Спиной к спине, плечом к плечу тогда сражались все жители страны. Этот дух единства мы постарались передать в этой работе, - комментирует Какунин. - С одной стороны мы видим башкирского стрелка, с другой - русского пехотинца. Пока работа существует в виде прототипа, но мы собираемся отлить ее из латуни. Стоит ли добавлять, что вооружение солдат тщательно выверено от формы лука до шнуровки на кивере?

    К сожалению, у таких талантливых и трудолюбивых мастеров-художников почти нет учеников. Появился в коллективе лишь один новичок - Айдар Фахретдинов.

    - Молодые люди хотят "быстрых" денег, - сетует Сергей Григорьевич, - а ремесло - дело хлопотное, трудоемкое. Большие и дорогие заказы в наше время нечасто встречаются.

    - Ситуация с литьем вообще патовая, - добавляет Какунин. - Производство литых металлических украшений - это творчество, помноженное на технологию. Молодежь почему-то не желает изучать эту технологию, ремесло, промыслы, декоративное искусство: все это, мне кажется, уйдет вместе с нами. В области народных промыслов почти не осталось студий, кружков, давно не видно систематической работы.

    - Наша мастерская - как плавучий остров, непонятно, где окажется завтра, - добавляет Сергей Григорьевич. - Мы не хотим делать некачественный ширпотреб, накопили большой опыт и готовы им делиться. К сожалению, серьезную поддержку нам оказывают только Ремесленная палата республики да родной завод. Хотелось бы верить, что это только в период кризиса.

    Заканчивается наша беседа. За это время Юлия Ишмаева выкроила из кожи недостающие детали и положила их под пресс. Процесс создания уникальной вещи не остановлен ни на секунду. Каким бы суровым ни был кризис - искусство, ремесло, верность традициям не иссякнут.
   

Печать

Источник: БАШвестЪ

2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
 Rambler's Top100